За десять минут до урока

7
Фото: mvremya.ru

Традиционный конкурс «Педагог года» открылся в гимназии с «визиток».

Традиции иногда бывают утомительны, но в череде повторяющихся из года в год событий городской конкурс профессионального мастерства «Педагог года» не перестает удивлять новизной. Ему по-прежнему удается быть интересным, полным свежих идей и новшеств.
На этот раз он порадовал новой номинацией: в конкурсе, который проходит в гимназии №1 уже в 22-й раз, впервые соревнуются в профессиональном мастерстве педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стало шире и многообразнее и судейство конкурса. На этот раз в него вошли представители общественности, а именно члены городского муниципального совета по развитию образования, в том числе и я, обозреватель региональной газеты «Местное время».

Как перевести впечатление в число?

Смотреть на конкурсантов глазами жюри оказалось сложнее. Одно дело по-репортерски запечатлеть сердцем и умом тех конкурсантов, кто сумел туда проникнуть в одно мгновение — с помощью харизмы, креативного подхода да и просто какого-то ментального совпадения. Другое дело — всмотреться беспристрастно и вдумчиво в каждую из двадцати «визиток» и выставить баллы в три графы, каждая из которых содержит сразу несколько критериев. Перевести впечатления в цифру оказалось самым сложным, ведь каждый конкурсант рассказывал о себе и о своих педагогических принципах и каждый был интересен по-своему.
«Получай от нас дань негрошовую. Я жалую тебя двумя спортзалами!» — рассказывал о своих взаимоотношениях с директором учитель физкультуры лицея №2 Валерий Шентяков, который вышел на сцену гимназии в образе древнерусского сказителя. Былина о юноше, который в детстве любил спорт скалолазание, а потом пришел в педагогику, оказалась содержательной и остроумной, вызвав улыбку жюри и безудержное веселье болельщиков.
Мне показалось интересным, как аккуратно учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №42 Татьяна Щепотина позаимствовала для своей «визитки» идею церемонии открытия олимпиады в Сочи. На фоне беспрерывного движения вечернего города, целого мира, дети как когда-то по кубикам учили алфавит, придумывая слова к каждой букве. И каждое слово вело за собой другое слово или фразу, которое по сути являлось тезисом педагогической концепции. «Н» — Нижневартовск, конечно, а «Ю» — «Югра», «Э» — энтузиазм… Любопытно, что под буквой «П» скрывалось понятие
«престиж», которое в свою очередь, как оказалось, стойко ассоциируется у учителя школы №42 с «Роснефть-классом»…Перечислив буквы русского алфавита, озвучив все, что для нее важно в жизни и работе, конкурсантка наконец представилась: «Я» — Татьяна Щепотина». В тот же момент у ее учеников наконец из кубиков сложилось слово: «учитель»

Ответ между строк

Я как-то всегда начинаю скучать, когда учителя на конкурсе в сентиментальных выражениях рассказывают свою биографию под грустную мелодию, но еще больше — когда они начинают читать стихи. В этот раз конкурс «визиток» порадовал тем, что историй «о себе в третьем лице» практически не было, декламацией стихов же занимались ученики. Именно взрослым ученикам-старшеклассникам доверила миссию озвучить в стихотворной форме педагогическое кредо учитель английского языка средней школы №12 Ольга Лещинская. Обращаясь к аудитории с экрана, умные взрослые мальчики и девочки, разобрав по строчке популярное стихотворение, спросили у нас и у себя:
«…прислушиваясь к звону клавиш и на вопрос даря ответ, скажи: какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед, или незримый прочный след в чужой душе на много лет?». Словно ответ между строк и актуальный ориентир на экране шел по Байконуру к космическому кораблю выпускник школы №12 космонавт Сергей Рыжиков. Безусловно, не использовать этот выигрышный образ было бы странно и неверно, выступая на конкурсе в этом году.

И большой концерт

Приглашенными на концерт наверняка почувствовали себя все, когда свою «визитку» представила учитель музыки средней общеобразовательной школы №3 Надежда Повстяная, которая играла и на фортепиано, и на гитаре, пела соло и в ансамбле со своими детьми. Учитель географии школы №19 Ольга Ткаченко всех пригласила в веселое путешествие, то и дело притормаживая на станциях — вехах своей жизни.
Я всегда думала: преимущество одной «визитки» пред другой совершенно очевидно, и удивилась тому, что мнения членов жюри расходятся во взглядах на хорошую «визитку» участника конкурса «Педагог года». Моей коллеге по судейству больше понравилось, например, выступление учителя английского языка школы №43 Ирины Майер, которая вначале метко заявила: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек», а на прощание оставила тему для размышления: «Может быть, задача учителя в том, чтобы стать частью детства?».
Мне же из всего, что показали участники-учителя, больше остальных понравилось интеллектуальное и зрелищное выступление учителя средней общеобразовательной школы №2 «Многопрофильная» Ирины Конышевой. Она представила «Законы Конышевой», первый и главный из которых звучит так: «То, что дешево ученику, дорого учителю». Иными словами, ученику легко даются знания и навыки, если учитель требователен к себе, если он готовит урок как шедевр, если топчет свой особенный путь к каждому, кто пришел к нему в класс. Оригинальным в самопрезентации было то, что «законы Конышевой» иллюстрировали не поднадоевшие уже за этот день кадры на экране, а театр рук. Руки в белых перчатках на черном фоне ширмы выразительно изображали все, о чем говорила конкурсантка. Кульминацией же выступления стал момент, когда обладатели рук вышли из-за ширмы. Они оказались последователями Ирины Конышевой в профессии — сын, дочь, ее ученики и студенты, у которых она преподает в вузе. Когда учитель передает не только знания по предмету, но и саму профессию, дело — вот тогда совершенно точно можно говорить о том, что он мастер, вдохновитель, маэстро.

Лаборатория жизни

Порадовали на этот раз «визитки» воспитателей детских садов. «Моя жизнь — эксперимент» — заявила воспитатель детского сада №10 «Белочка» Ольга Шамгунова, надев белый халат и пригласив всех в лабораторию, где из бывшего биолога- агронома получается опытным путем педагог. «Родители меня не поняли» — под одобрительный шум зала звучал рефрен в «визитке» воспитателя детского сада №80 «Светлячок» Ирины Плотниковой. Судя по всему, именно от этого родительского непонимания Ирина Плотникова и пришла в детский сад работать — «для того, чтобы вернуться в детство — такое, о котором всю жизнь мечтала». В общем, как оказалось, родительское непонимание может быть очень полезным для общества.

Главная проблема Буратино

Интересными, неординарными людьми, благодаря первому конкурсному заданию, предстали перед судьями и болельщиками руководители образовательных учреждений, участвовавшие в номинации «менеджер в образовании». Заместитель заведующего детским садом №80 «Светлячок» Светлана Гасымова рассказывала в этот вечер о себе не кому-нибудь, а знаменитому ведущему популярного телешоу «Вечерний Ургант», и качество монтажа видеозаписей впечатлило всех. История директора школы №10 Дмитрия Ряхова началась со слов из песни Виктора Цоя: «Но странный стук зовет в дорогу, может, сердца, а может, стук в дверь. И когда я обернусь на пороге, я скажу одно лишь слово «Верь». Песня задала тон всему выступлению, которое получилось таким же энергичным и эмоциональным.
Заместитель директора гимназии №1 Дмитрий Зайцев, выйдя на суд жюри, первым делом достал из кармана белоснежный платок и вытер им руки: «Руки всегда должны быть чистыми. Но особенно тогда, когда руководишь» — выдал он сразу главное свое кредо, а потом тонко шутил о значимости образования: «Главная проблема Буратино в том, что он так и не дошел до школы». И о том, каким оно должно быть. Мне показалось, что главное в его концепции — слово «заодно». По мнению Дмитрия Зайцева, дети должны учиться самым разным наукам, заодно с постижением себя, своих возможностей, законов жизни, открытием мира. Так учился всему Робинзон Крузо на необитаемом острове, где вовсе нет учителей. Так учились мы, читая о Робинзоне и получая удовольствие и удивляясь. Главная же задача школы — создать нужные условия и не мешать.

Гуля Бессонова. Фото Юлии Пановой.

 
По теме
​Организатором IX Всероссийской просветительской акции «Большой этнографический диктант» (далее – Диктант, Акция) является Федеральное агентство по делам национальностей (далее – ФАДН России).
Резиденты Центра этикета, студенческого медиа «Сфера» и активисты Сургутского госуниверситета побывали на кинопоказах и мастер-классах, панельных дискуссиях «Духа огня».
Подведены итоги олимпиады по английскому языку среди студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность "Иностранные языки".
Открытие городской спартакиады «ZOV» - СурГПУ 22 марта в спортивном комплексе «Огнеборец» состоялось открытие городской спартакиады «ZOV», в которой приняли участие студенты факультета физической культуры и спорта.
СурГПУ
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ