Новый совместный проект НК «Роснефть» и хора Сретенского монастыря посвящен истории семьи русских царей.
Уникальную концертно-театральную постановку «Романовы» при участии хора Сретенского монастыря и известных артистов театра и кино смогут посмотреть зрители в двадцати городах присутствия нефтяной компании «Роснефть». Только что она была представлена нижневартовцам и не оставила их равнодушными.
Уникальна постановка тем, что в ней соединились в единое целое драматическое искусство, хоровое пение, вокал, мультимедийные технологии. Оказалось, что историю монаршей фамилии — историю великого государства — можно спеть, и тогда она постигается, слышится сердцем. В спектакле об истории дома Романовых рассказывали церковные песнопения, бессмертные, знакомые с детства стихи Пушкина, письма царствующих особ, которые звучали как прямая речь, обращенная к зрителям, шедевры изобразительного искусства, которые транслировались на интерактивном экране, и в сложном взаимодействии с музыкой, поэзией и историческими фактами ощущались, виделись по-новому.
В большом подвижном иконостасе оживали образы русских царей– таких разных в общем-то по складу и темпераменту людей, каждый из которых олицетворял свою эпоху и по сути являлся кирпичиком в здании Российской Империи, был частью судьбы России.
Это уже не первый совместный проект «Роснефти» с одним из самых известных хоровых коллективов России. Постановки «Роснефть. Великой победе посвящается» и «Несвятые святые» имели огромный успех у зрителей в 2015 и 2016 годах.
— Мы бывали на прошлых концертах хора Сретенского монастыря, от которых остались самые замечательные впечатления, поэтому, не раздумывая, пришли и на эту постановку, — говорит жительница Нижневартовска Марина Радионова. — Сегодня привела с собой на спектакль сына Кирилла, и не зря: нам довелось узнать много нового из истории России.
В самом деле, по задумке режиссера Натальи Рослан, концертно-театральная постановка «Романовы» призвана внести вклад в сохранение исторической памяти и культурного наследия. Импульс к ее созданию дала выставка «Православная Русь. Романовы», которая была посвящена 400-летию царственного дома Романовых и с огромным успехом прошла в Манеже в 2013 году. Организатором выставки был наместник Сретенского монастыря владыка Тихон, который и стал одним из вдохновителей создания спектакля.
— История хора Сретенского монастыря берет начало в XIV веке. За последние шестьсот лет мы неплохо сохранились, — шутит автор идеи постановки — художественный руководитель хора Сретенского монастыря, заслуженный артист России Никон Жила. — Хотя репертуар наш, конечно, изменился: теперь хор исполняет не только церковную музыку, но и шедевры русской хоровой и песенной музыки. Для нас это важно, поскольку в песнях мы находим ту самую русскую душу, те традиции вокального искусства, которые и пытаемся сохранить и передать слушателям.
В постановке, в самом деле, прозвучали самые разные вещи: от известной православной молитвы «Достойно есть», положенной на музыку царя Федора III
в XVII веке, до «Калинки» и «Вдоль по Питерской». Необычно было услышать «Черного ворона», который до сих пор стойко ассоциировался с Чапаем, в качестве звуковой иллюстрации к рассказу о том, как умер царь Петр I. Этот момент еще раз подчеркнул: музыка обращается напрямую к душе человека, передает чувство, разрушая ментальные стереотипы.
Никон Жила подчеркнул: благодаря нефтяной компании «Роснефть», спектакли пройдут в таких отдаленных и небольших городах, как Губкинский и Нефтеюганск, многих других – от самых южных точек России до крайних северных.
В постановке приняли участие артисты Ирина Безрукова, Надежда Маркина, Артем Каминский, Гела Месхи и камерный оркестр «Градский холл».
Народный артист России Артем Каминский рассказал: воцерковленность каждого из русских монархов, мысль о том, что вера помогала преодолевать им испытания в их жизни и жизни страны, наиболее всего впечатлили и вдохновляли во время работы над спектаклем.
— Каждый из этих государей не отделял свою судьбу от судьбы России и действительно любил эту страну, вверенную ему Богом, и вместе с ней сопереживал и моменты ее триумфа, и самые сложные моменты нашей истории, — объясняет он важность участия в этом спектакле.
Говоря о приемах погружения зрителя в разные эпохи жизни Романовых, Артем Каминский обратил внимание не только на мультимедийный ряд в декорациях. По его мнению, и звучащий со сцены старославянский язык также послужил зрительскому восприятию эпохи.
— В этом спектакле мы выступаем в роли летописцев, повествуя о роли в истории русских монархов, рассказала актриса и телеведущая Ирина Безрукова. — Конечно, это очень ответственно, выступать в роли летописца истории России.
Впервые перед зрителями в этом спектакле Ирина Безрукова выступила как певица, исполнив романс на стихи Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года», который широкому кругу зрителей известен по фильму Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово».
— Я счастлива, что побывала на этом музыкальном спектакле, — поделилась своими впечатлениями одна из зрительниц Рита Свириденко. – Музыка заставляет сердце плакать и радоваться, а значит, наполняет его жизнью.
Гуля Бесcонова.