Кирьясская барка. Долгий путь домой

Фото: mvremya.ru

Югра многовековая

Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно. Рыбаки и туристы разбирали его на части и разжигали досками костер. Тогда, наверное, никто и не догадывался, что уничтожает, по сути, уникальнейший исторический объект, которым Югра может гордиться.
Два века ожидания
Кирьясскую барку – такое название получил 34-метровый корабль — заметил во время рыбалки житель Нижневартовска Валерий Котлобай. Он сообщил о находке товарищу, Юрию Москаленко, который, в свою очередь, рассказал о барке сотрудникам Нижневартовского краеведческого музея. Так судно начало свой долгий путь к людям.
Наталия Катаева, главный хранитель музейных предметов краеведческого музея, мечтала о музеефикации барки с момента ее обнаружения. Она стала участницей первой научной экспедиции 1997 года, когда судно впервые исследовалось сотрудниками музея. Была и в последующих экспедициях 1999- 2002 годов.
— Это были совместные поездки проблемной научно-исследовательской археологической лаборатории Уральского государственного университета и нашего музейного комплекса, — рассказывает Наталия Андреевна. – Во время исследования мы определили внешние характеристики барки. В длину она оказалась 34 метра, максимальная ширина составила 7 метров, еще ряд параметров… В общем-то, на этом все и закончилось. Барка была законсервирована, попросту засыпана песком, чтобы как можно лучше сохранилась.
Надо сказать, что уже в первом научном отчете об археологических раскопках барки отмечалось ее хорошее состояние, учитывая возраст судна. Была отмечена значимость археологического объекта и даны рекомендации о необходимости его музеефикации.
Об исторической ценности и значимости судна говорили и найденные в процессе раскопок артефакты. Из стекла — штоф, бисер, из железа — наконечник стрелы, штырь, гвозди, колечко, вещи из камня, дерева, глины, фарфора. Всего более ста пятидесяти старинных изделий. По словам специалистов, наиболее интересна с точки зрения датировки судна оказалась монета, дата на которой не прочитывается. При этом все-таки удалось установить, что подобные монеты имели хождение в России с 1812 по 1828 год. Временной диапазон остальных вещей также определяется первой третью XIX века. Так установили и вероятное время существования судна. Предполагалось, что оно являлось несплавным многосезонным грузопассажирским судном барочно-ладейного типа. Поскольку внутри корпуса в больших количествах был обнаружен битый кирпич, то участники экспедиции сделали вывод: судно перевозило кирпич скорее всего из Притоболья в Томск. В протоке Кирьяс оно получило серьезные повреждения или просто село на мель, а потому было разгружено и брошено.
Специалисты говорят, что судно ходило по Оби не один год, а значит, его владельцы наверняка вели торговлю с народами ханты и манси, у которых приобретались меха, дикоросы и все то, чем богата Югра. Наличие торговых судов и сам факт судоходства являются подтверждением того, что в тот период здесь активно развивались торгово-экономические отношения.
Спасти и сохранить
В 2008 году была организована еще одна экспедиция к берегу Кирьяса. Выяснилось, что барка находится в аварийном состоянии. Исследователи обнаружили, что мероприятия по консервации не дали должного эффекта – используемый для консервации речной песок был размыт паводками, и судно оказалось незащищенным. Кроме того, целостности конструкции угрожали не только весенние паводки, но и его относительная доступность для вандалов. Стало понятно, что «уникальный крупноформатный объект движимого культурного наследия не только Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, но и Западной Сибири» требует незамедлительного проведения охранных мероприятий. Объект необходимо извлечь, погрузить и транспортировать. Но это очень затратное мероприятие.
— Если сохранить или собрать барку не удастся, ее бесследно уничтожат, подумали мы, — вспоминает археолог ООО НПО «Северная археология-1» Анна Скорбогатова. — Но, видимо, судьба барки упорно вела ее к людям. Нашлись неравнодушные люди, которые помогали, как могли. И деньгами, и собственными руками. В 2012 году удалось осуществить разведывательную экспедицию к месту обнаружения барки и в очередной раз произвести мониторинг состояния судна, после чего начался долгий путь к реализации задуманного.
Под счастливой звездой
В этом же году специалисты решили, что благодаря 3D-моделированию можно создать и сохранить полную, объемную, абсолютно точную копию старинного судна. Конечно, это не отменяло необходимость сохранить саму барку, но значительно упрощало ее последующую сборку. К тому же, пока барка находится на реставрации, виртуальную модель можно было бы выставлять в музее.
При этом оставалась еще одна нерешенная задача – как транспортировать ее к месту реставрации. И снова счастливый случай: проектом заинтересовались члены экспедиции «Северный десант», которые и помогли решить проблему. Кроме того, НПО «Северная археология-1» приняла участие в грантовом конкурсе и получила финансовую поддержку от правительства Югры. Целевое финансирование было выделено в виде субсидии из бюджета округа на создание 3D-модели судна, которым занялись специалисты лаборатории «Артефакт» из Екатеринбурга.
В августе 2012 года очередную экспедицию возглавила Анна Скоробогатова. Куратором объекта стал Сергей Кухтерин — судомоделист, член НПО «Северная археология-1».
— К концу сентября раскопки и расчистка корабля были закончены. О романтике работы лопатами при частых дождях и раскисшей глине можно написать отдельную повесть, — делится воспоминаниями в своей научной работе Сергей Алексеевич. – Но дело сделали. Стали думать, как перевозить основной корпус корабля. Рассматривали два варианта. Первый — разобрать на отдельные бревна, предварительно разметив объект. Второй – попытаться распилить корпус на несколько больших кусков и краном погрузить на баржу. В результате острых дискуссий был принят компромиссный вариант: часть обшивки и шатающиеся кокоры снять, а крепкую часть корпуса распилить на пять частей, с учетом их веса, чтобы кран смог поднять.
Как вспоминают участники многочисленных экспедиций, последний вопрос оказался непростым. Ведь 25-тонный кран стоит на барже, а баржа вплотную к берегу подойти не может. Значит, кран работает на полном вылете стрелы, что сильно уменьшает его грузоподъемность. К тому же, корпус присосался к мокрой глине, усилие отрыва почти удваивалось.
— Анна Юрьевна не могла спокойно смотреть, как пила «вгрызается» в деревянный корпус старинного корабля. И мы отлично ее понимали, но другого пути не было. Тем более что таким образом мы сохраняли и некоторые части корабля в сборе, — рассказывает член экспедиции из Санкт-Петербурга, реставратор Михаил Копейкин.
Дом для судна
В 2014 году Нижневартовскому краеведческому музею были выделены деньги на создание проекта нового здания музея, где уникальный археологический объект может быть размещен для экспозиции.
— Мы уверены, что судно станет не только еще одной визитной карточкой столицы Самотлора, но и всей Югры с точки зрения развития туризма, — говорят сотрудники музея, которые дождались свою барку в начале октября 2015 года.
Временно судно «поселилось» в большом неотапливаемом ангаре. Здесь оно медленно сушится в условиях естественного климата.
— Все деревянные детали, перед тем как поместить в ангар, были обработаны специальным средством, которое предотвращает гниение дерева и появление плесени, — объясняет Наталия Катаева. — Мелкие детали судна сегодня располагаются на специально подготовленном двухъярусном металлическом стеллаже. Крупногабаритные части размещены на деревянных лагах.
В 2016 году началась реставрация барки. Для этого в Нижневартовск был приглашен специалист из Санкт-Петербурга, имеющий практический опыт консервации и реставрации деревянных крупногабаритных морских судов, тот самый Михаил Копейкин, который участвовал в экспедиции по подъему судна. По словам главного хранителя краеведческого музея, именно его опыт подъема и консервации кораблей в Финском заливе дал уверенность в правильности выбранной технологии перевозки судна. В решении вопроса консервации судна тогда так же полностью полагались на большой опыт Михаила Леонидовича. С его стороны были даны четкие рекомендации по дальнейшему хранению деталей судна в ангаре, по его правильному расположению.
На первом этапе восстановительных работ была полностью реставрирована и консервирована носовая часть судна — бортовые и половые доски, шпангоуты.
Дальнейшая реставрация судна должна возобновиться в сентябре этого года. А вот когда оно предстанет в полной своей красе, пока неизвестно. Как предполагают музейные работники, при благоприятном стечении обстоятельств произойдет это не раньше чем через пять-шесть лет. Но что такое пять лет в масштабах многовековой истории Югры? Главное, что уникальная Кирьясская барка наконец обрела свой дом.
Александра Сергеева.

Историческая справка
Останки судна были обнаружены в 1997 году в левобережье Оби на правом берегу протоки Устье-Кирьяс в 12,7 км к юго-востоку от п. Покур, в 1 км к северо-востоку от устья р. Кульеган. Барка (определение условное) была определена как несплавное многосезонное грузопассажирское судно барочно-ладейного типа. Оно перевозило кирпич скорее всего из Притоболья в Томск. В протоке Кирьяс судно получило серьезные повреждения или село на мель, затем было разгружено и брошено. По найденным артефактам и данным дендрохронологического анализа частей судна время постройки и его эксплуатации было определено как конец XVIII – первая четверть XIX в.

Историческая справка
В 2012 году приказом №58–ПП от 02.10.12 г. судно в протоке Кирьяс включено в список выявленных археологических объектов, охраняемых Государственной службой по охране памятников. Тем самым признана уникальность археологического объекта.

Фото из архива Нижневартовского краеведческого музея.

Последние новости Ханты-Мансийского автономного округа по теме:
Кирьясская барка. Долгий путь домой

- Ханты-Мансийск
Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно.
10:04 18.08.2017 ИД Новости Югры
2 - Местное время
Кирьясская барка. Долгий путь домой - Нижневартовск
Югра многовековая Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно.
14:40 17.08.2017 Местное время
 
По теме
 
По ту сторону от экрана. В Фёдоровском дети учились снимать мультфильмы - Вестник 15 июня коллектив поселковой библиотеки г.п. Федоровского (где базируется одна из киноустановок района) совместно с Центром киновидеотехнического обслуживания Сургутского района провели мастер-класс по созданию мультфильмов.
20.06.2018
 
 
В Когалыме полицейские нашли пропавшего ребенка - ТРК Сургутинтерновости Шестилетний мальчик гулял во дворе с сестрой, а потом исчез По информации пресс-службы УМВД России по ХМАО-Югре, в полицию обратилась 26-летняя жительница Когалыма и сообщила, что у нее пропал ребенок.
20.06.2018 ТРК Сургутинтерновости
Разыскивается житель Нижневартовска Чайковский Роман Аркадьевич - Следственный комитет Следственным отделом по городу Нижневартовск расследуется уголовное дело, возбужденное по факту безвестного исчезновения жителя Нижневартовска Чайковского Романа Аркадьевича 1971 года рождения.
20.06.2018 Следственный комитет
Об ответственности за жизни детей говорят постоянно. О том, как вести себя на дорогах и почему нельзя разговаривать с незнакомцами, к чему может привести неаккуратное обращение с огнём или электроприборами.
17.06.2018 Вестник
Как рассказали «Сургутской трибуне» в следственном комитете, ЧП случилось в апреле.
14.06.2018 газета Сургутская Трибуна
По ту сторону от экрана. В Фёдоровском дети учились снимать мультфильмы - Вестник 15 июня коллектив поселковой библиотеки г.п. Федоровского (где базируется одна из киноустановок района) совместно с Центром киновидеотехнического обслуживания Сургутского района провели мастер-класс по созданию мультфильмов.
20.06.2018 Вестник
Метеорологи предупреждают о штормовой погоде в Югре - МЧС По данным Ханты-Мансийского центра гидрометеорологии 20 июня с сохранением ночью 21 июня 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по восточным районам ожидается ветер, сильный дождь, гроза, град.
20.06.2018 МЧС
Окружной Дом народного творчества проводит конкурс для юных скульпторов Югры - Дом народного творчества Наш Северный край всегда славился своими необычными арт-объектами. Множество широко известных монументальных скульптурных произведений и композиций, таких как Археопарк, "Мифологическое время", Фонтан «Обь и Иртыш»,
20.06.2018 Дом народного творчества
В Урае с размахом отметили Сабантуй - ИД Новости Югры Шестнадцатый раз городская площадь Первооткрывателей встречала гостей национального татаро-башкирского праздника Сабантуй - одного из самых любимых в Урае.
20.06.2018 ИД Новости Югры
JPG Файл - УМВД Ханты-Мансийского АО - Югра Накануне команда полиции Югры приняла участие в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу в зачет спартакиады регионального спортивного общества «Динамо».
20.06.2018 УМВД Ханты-Мансийского АО - Югра
Выбранное нефтяниками еще в восьмидесятые годы направление оказалось абсолютно правильным.
15.06.2018 Местное время
Метеорологи предупреждают о штормовой погоде в Югре - МЧС По данным Ханты-Мансийского центра гидрометеорологии 20 июня с сохранением ночью 21 июня 2018 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по восточным районам ожидается ветер, сильный дождь, гроза, град.
20.06.2018 МЧС
Нижневартовский подросток, обвиняемый в нескольких угонах автомобилей, заключен под стражу - Следственный комитет Следственным отделом по городу Нижневартовск расследуется ряд уголовных дел по факту совершения несовершеннолетними угонов автомобилей, сопряженных с их повреждением и уничтожением.
20.06.2018 Следственный комитет
Опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2018 года № 17 «О некоторых вопросах,
19.06.2018 Городской суд г.Сургут