Кирьясская барка. Долгий путь домой

2
Фото: mvremya.ru

Югра многовековая

Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно. Рыбаки и туристы разбирали его на части и разжигали досками костер. Тогда, наверное, никто и не догадывался, что уничтожает, по сути, уникальнейший исторический объект, которым Югра может гордиться.
Два века ожидания
Кирьясскую барку – такое название получил 34-метровый корабль — заметил во время рыбалки житель Нижневартовска Валерий Котлобай. Он сообщил о находке товарищу, Юрию Москаленко, который, в свою очередь, рассказал о барке сотрудникам Нижневартовского краеведческого музея. Так судно начало свой долгий путь к людям.
Наталия Катаева, главный хранитель музейных предметов краеведческого музея, мечтала о музеефикации барки с момента ее обнаружения. Она стала участницей первой научной экспедиции 1997 года, когда судно впервые исследовалось сотрудниками музея. Была и в последующих экспедициях 1999- 2002 годов.
— Это были совместные поездки проблемной научно-исследовательской археологической лаборатории Уральского государственного университета и нашего музейного комплекса, — рассказывает Наталия Андреевна. – Во время исследования мы определили внешние характеристики барки. В длину она оказалась 34 метра, максимальная ширина составила 7 метров, еще ряд параметров… В общем-то, на этом все и закончилось. Барка была законсервирована, попросту засыпана песком, чтобы как можно лучше сохранилась.
Надо сказать, что уже в первом научном отчете об археологических раскопках барки отмечалось ее хорошее состояние, учитывая возраст судна. Была отмечена значимость археологического объекта и даны рекомендации о необходимости его музеефикации.
Об исторической ценности и значимости судна говорили и найденные в процессе раскопок артефакты. Из стекла — штоф, бисер, из железа — наконечник стрелы, штырь, гвозди, колечко, вещи из камня, дерева, глины, фарфора. Всего более ста пятидесяти старинных изделий. По словам специалистов, наиболее интересна с точки зрения датировки судна оказалась монета, дата на которой не прочитывается. При этом все-таки удалось установить, что подобные монеты имели хождение в России с 1812 по 1828 год. Временной диапазон остальных вещей также определяется первой третью XIX века. Так установили и вероятное время существования судна. Предполагалось, что оно являлось несплавным многосезонным грузопассажирским судном барочно-ладейного типа. Поскольку внутри корпуса в больших количествах был обнаружен битый кирпич, то участники экспедиции сделали вывод: судно перевозило кирпич скорее всего из Притоболья в Томск. В протоке Кирьяс оно получило серьезные повреждения или просто село на мель, а потому было разгружено и брошено.
Специалисты говорят, что судно ходило по Оби не один год, а значит, его владельцы наверняка вели торговлю с народами ханты и манси, у которых приобретались меха, дикоросы и все то, чем богата Югра. Наличие торговых судов и сам факт судоходства являются подтверждением того, что в тот период здесь активно развивались торгово-экономические отношения.
Спасти и сохранить
В 2008 году была организована еще одна экспедиция к берегу Кирьяса. Выяснилось, что барка находится в аварийном состоянии. Исследователи обнаружили, что мероприятия по консервации не дали должного эффекта – используемый для консервации речной песок был размыт паводками, и судно оказалось незащищенным. Кроме того, целостности конструкции угрожали не только весенние паводки, но и его относительная доступность для вандалов. Стало понятно, что «уникальный крупноформатный объект движимого культурного наследия не только Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, но и Западной Сибири» требует незамедлительного проведения охранных мероприятий. Объект необходимо извлечь, погрузить и транспортировать. Но это очень затратное мероприятие.
— Если сохранить или собрать барку не удастся, ее бесследно уничтожат, подумали мы, — вспоминает археолог ООО НПО «Северная археология-1» Анна Скорбогатова. — Но, видимо, судьба барки упорно вела ее к людям. Нашлись неравнодушные люди, которые помогали, как могли. И деньгами, и собственными руками. В 2012 году удалось осуществить разведывательную экспедицию к месту обнаружения барки и в очередной раз произвести мониторинг состояния судна, после чего начался долгий путь к реализации задуманного.
Под счастливой звездой
В этом же году специалисты решили, что благодаря 3D-моделированию можно создать и сохранить полную, объемную, абсолютно точную копию старинного судна. Конечно, это не отменяло необходимость сохранить саму барку, но значительно упрощало ее последующую сборку. К тому же, пока барка находится на реставрации, виртуальную модель можно было бы выставлять в музее.
При этом оставалась еще одна нерешенная задача – как транспортировать ее к месту реставрации. И снова счастливый случай: проектом заинтересовались члены экспедиции «Северный десант», которые и помогли решить проблему. Кроме того, НПО «Северная археология-1» приняла участие в грантовом конкурсе и получила финансовую поддержку от правительства Югры. Целевое финансирование было выделено в виде субсидии из бюджета округа на создание 3D-модели судна, которым занялись специалисты лаборатории «Артефакт» из Екатеринбурга.


В августе 2012 года очередную экспедицию возглавила Анна Скоробогатова. Куратором объекта стал Сергей Кухтерин — судомоделист, член НПО «Северная археология-1».
— К концу сентября раскопки и расчистка корабля были закончены. О романтике работы лопатами при частых дождях и раскисшей глине можно написать отдельную повесть, — делится воспоминаниями в своей научной работе Сергей Алексеевич. – Но дело сделали. Стали думать, как перевозить основной корпус корабля. Рассматривали два варианта. Первый — разобрать на отдельные бревна, предварительно разметив объект. Второй – попытаться распилить корпус на несколько больших кусков и краном погрузить на баржу. В результате острых дискуссий был принят компромиссный вариант: часть обшивки и шатающиеся кокоры снять, а крепкую часть корпуса распилить на пять частей, с учетом их веса, чтобы кран смог поднять.
Как вспоминают участники многочисленных экспедиций, последний вопрос оказался непростым. Ведь 25-тонный кран стоит на барже, а баржа вплотную к берегу подойти не может. Значит, кран работает на полном вылете стрелы, что сильно уменьшает его грузоподъемность. К тому же, корпус присосался к мокрой глине, усилие отрыва почти удваивалось.
— Анна Юрьевна не могла спокойно смотреть, как пила «вгрызается» в деревянный корпус старинного корабля. И мы отлично ее понимали, но другого пути не было. Тем более что таким образом мы сохраняли и некоторые части корабля в сборе, — рассказывает член экспедиции из Санкт-Петербурга, реставратор Михаил Копейкин.
Дом для судна
В 2014 году Нижневартовскому краеведческому музею были выделены деньги на создание проекта нового здания музея, где уникальный археологический объект может быть размещен для экспозиции.
— Мы уверены, что судно станет не только еще одной визитной карточкой столицы Самотлора, но и всей Югры с точки зрения развития туризма, — говорят сотрудники музея, которые дождались свою барку в начале октября 2015 года.
Временно судно «поселилось» в большом неотапливаемом ангаре. Здесь оно медленно сушится в условиях естественного климата.
— Все деревянные детали, перед тем как поместить в ангар, были обработаны специальным средством, которое предотвращает гниение дерева и появление плесени, — объясняет Наталия Катаева. — Мелкие детали судна сегодня располагаются на специально подготовленном двухъярусном металлическом стеллаже. Крупногабаритные части размещены на деревянных лагах.
В 2016 году началась реставрация барки. Для этого в Нижневартовск был приглашен специалист из Санкт-Петербурга, имеющий практический опыт консервации и реставрации деревянных крупногабаритных морских судов, тот самый Михаил Копейкин, который участвовал в экспедиции по подъему судна. По словам главного хранителя краеведческого музея, именно его опыт подъема и консервации кораблей в Финском заливе дал уверенность в правильности выбранной технологии перевозки судна. В решении вопроса консервации судна тогда так же полностью полагались на большой опыт Михаила Леонидовича. С его стороны были даны четкие рекомендации по дальнейшему хранению деталей судна в ангаре, по его правильному расположению.
На первом этапе восстановительных работ была полностью реставрирована и консервирована носовая часть судна — бортовые и половые доски, шпангоуты.
Дальнейшая реставрация судна должна возобновиться в сентябре этого года. А вот когда оно предстанет в полной своей красе, пока неизвестно. Как предполагают музейные работники, при благоприятном стечении обстоятельств произойдет это не раньше чем через пять-шесть лет. Но что такое пять лет в масштабах многовековой истории Югры? Главное, что уникальная Кирьясская барка наконец обрела свой дом.
Александра Сергеева.

Историческая справка
Останки судна были обнаружены в 1997 году в левобережье Оби на правом берегу протоки Устье-Кирьяс в 12,7 км к юго-востоку от п. Покур, в 1 км к северо-востоку от устья р. Кульеган. Барка (определение условное) была определена как несплавное многосезонное грузопассажирское судно барочно-ладейного типа. Оно перевозило кирпич скорее всего из Притоболья в Томск. В протоке Кирьяс судно получило серьезные повреждения или село на мель, затем было разгружено и брошено. По найденным артефактам и данным дендрохронологического анализа частей судна время постройки и его эксплуатации было определено как конец XVIII – первая четверть XIX в.

Историческая справка
В 2012 году приказом №58–ПП от 02.10.12 г. судно в протоке Кирьяс включено в список выявленных археологических объектов, охраняемых Государственной службой по охране памятников. Тем самым признана уникальность археологического объекта.

Фото из архива Нижневартовского краеведческого музея.

Ещё новости о событии:

Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно.
10:04 18.08.2017 ИД Новости Югры - Ханты-Мансийск
2 - Местное время
Югра многовековая Останки этого судна люди встречали на берегу реки Кирьяс, что в Нижневартовском районе, давно.
14:40 17.08.2017 Местное время - Нижневартовск
 
По теме
Правила поведения на льду - Междуреченский городской округ Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки,
Междуреченский городской округ