Александр Хант презентовал в Нижневартовске свою дебютную картину.
Александр родом из Ханты-Мансийска. Его путь в кино начался в девятом классе, когда он, сломав себе ногу, на полученную страховку купил видеокамеру. За плечами режиссера профессия оператора, которую он получил в Санкт-петербургском институте кино и телевидения, и режиссура московского ВГИКа. Дебютный фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» автор снял в прошлом году, и с тех пор лента не перестает завоевывать награды различных кинофестивалей. Теперь Александр привез «Чеснока» на Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», который проходит в югорской столице.
— Увидев первый монтаж, я подумал, что не угадал с профессией и мне нужно заниматься чем-то другим. Только после полугодовой работы картина ожила, — вспоминает Хант. — Доделав фильм, я ни на что не надеялся, но на удивление лента пошла по фестивалям, и теперь «Чеснок» катает меня по разным городам и странам.
Криминальная драма с длинным названием рассказывает о 27-летнем Витьке Чесноке, парне с детдомовским прошлым, который мечтает сбежать от «мешающих» ему жить жены и сына. Недолюбленный в детстве и очерствевший сердцем Витька встречает своего отца-уголовника, а теперь еще и калеку. В итоге, чтобы заполучить отцовскую квартиру, герой решает отвезти родителя в дом инвалидов, не подозревая, какие приключения и опасности ждут их в дороге.
— Когда я получил сценарий, фильм уже был с таким названием и поначалу даже думал его укоротить, поскольку не многие смогут запомнить. Но «Чеснок» скорее пародия на бандитский мир, и в процессе съемок стало понятно, что у нас получается сказочная и преувеличенная реальность. Главный герой — такой себе Иванушка-дурачок, а машина у него — конек-горбунок. Так что подобное название было прямо в кассу, — поясняет режиссер.
Весь фильм пронизан романтикой российской глубинки, где основными персонажами стали обычные провинциалы, дерзкие пацаны «с района» и «понятийные» уголовники с вечным вопросом: ты кто по жизни?
— После окончания ВГИКа мы с одним сценаристом за полтора года написали историю про тюрьму. Мне пришлось прочитать огромное количество литературы по этой теме. Поэтому ориентироваться в «зоновской» части фильма было нетрудно, — улыбается Хант.
По словам Александра, с местом съемок определились, когда он вбил в Яндексе: «самое неблагополучное место центральной России», и почему-то выпала Тверская область.
— Мы снимали в наиболее типичных местах российской провинции, стараясь выделить из нее что-нибудь особенное, — говорит автор.
Главные роли в картине сыграли Евгений Ткачук (Витька Чеснок) и Алексей Серебряков (Леха Штырь). Причем последний снимался в фильме абсолютно бесплатно.
— Дочитав сценарий, я уже понимал, что главного героя сыграет Женя Ткачук, и нужно было определиться с актером на роль его отца. Тогда я пришел в актерскую базу Мосфильма и сказал: я от Шахназарова, дайте мне номер Серебрякова. Когда дозвонился до Алексея и обрисовал ситуацию, он попросил прислать ему сценарий, — вспоминает режиссер. — После долгих переговоров Серебряков согласился, но с условием, что снимется бесплатно.
Производство фильма заняло два года, а съемки прошли в очень сжатые сроки
— Это была двадцать одна смена ада. Каждый день чувствовал себя дебютантом, когда все вокруг все знают и умеют, кроме меня, — говорит Хант. — К тому же актеры попались с очень разными характерами. Например, Серебряков говорил, что сыграет только то, что написано в сценарии и что я ему скажу. А Ткачук, наоборот, много импровизировал, и его нужно было сдерживать. Как-то раз он подходит и говорит, что чего-то не хватает в отношениях главных героев, мол, давай-ка привяжем Серебрякова на коляске к машине и будем гонять под музыку по дорогам, — делится Александр.
У Ханта получилось драйвовое роуд-муви. Главный герой мчится через всю страну в красном мини-вене, на капоте которого нарисован орел с широко распахнутыми крыльями, а магнитола заливается клубно-уличным хип-хопом.
– Выбирая саундтрек, я переслушал кучу музыки и сильно пострадал, – смеется режиссер. – Что касается машины, то изначально в сценарии была «девятка», но она не очень интересный экземпляр, а нам хотелось, чтобы автомобиль был персонажем. Выбор пал на забавный «Daewoo Damas». Кстати, покрасил и привел его в порядок наш земляк из Мегиона Юрий Кудрицкий. Что примечательно, каждый день мы пытались угробить машину, но мастер все равно оживлял ее.
Фильм получил одновременно сочную и необычную картинку. В качестве цветовой палитры автор выбрал три цвета: зеленый, красный и желтый, а многие сцены снимали снизу и отчасти асимметрично.
— Мне хотелось, чтобы зритель воспринимал кино с иронией. Поэтому мы пытались найти мир в красках. Также сознательно выбрали широкоугольную оптику. Она дала нам острую перспективу и некую неестественность. Например, в крупных планах лица героев искажены, и таким образом их характеры стали более выпуклыми, — поясняет Александр.
Воспринимают зрители картину по-разному. Например, для старшего поколения фильм стал серь-езной драмой, в то время как молодежь смеется над похождениями Чеснока и Штыря, находя в них знакомые образы.
— Как ни странно, для меня реальность фильма считается нормальной. Более того, Витька Чеснок — это воплощение ребят, которые били меня в школе, когда я носил длинные волосы и сережку в ухе. Но моя цель состояла не в том, чтобы выразить свое негативное отношение к ним, а попробовать вместе со зрителем приблизиться к персонажам и под маской жестокости увидеть обычных людей с их проблемами, – рассказывает Александр. – Поэтому смысл финала фильма не в том, станет ли герой хорошим или останется плохим, а в том, что его взгляд на жизнь точно изменится.
В целом фильм получился интересный, хотя и не без шероховатостей. Например, в одной из сцен намерения героев не читаются, и у зрителей возникают вопросы. Но в отличие от некоторых коллег по цеху Хант признает свои ошибки и открыто обсуждает их. Поэтому можно надеяться, что в следующих картинах проколов будет меньше.
Сейчас в планах у режиссера приключенческая подростковая драма, основанная на реальных событиях. Лента расскажет трагическую историю о пропасти между поколениями.
Слава Болконский. Фото Юлии Пановой.