Доживем до веселого понедельника

Фото: mvremya.ru

О том, как повысить качество преподавания в школах.

В конце прошлого года городскую систему образования Нижневартовска возглавил Эдмонд Игошин. Он не только опытный менеджер: девять лет возглавлял одно из самых успешных общеобразовательных учреждений города – гимназию №1, выиграл несколько конкурсов профессионального мастерства разных уровней, но и отец троих детей: студента, школьницы и воспитанницы детского сада. Вот почему о том, что происходит в сфере образования, он может судить не только как чиновник.

— Эдмонд Валерьевич, российская система образования постоянно реформируется. Не так давно министр образования РФ Ольга Васильева заявила, что школы должны стать государственными. Что это значит, чего нам ждать?
— Суть в том, что в России хотят создать единое образовательное пространство. Уже теперь существует базисный учебный план, который на 80 с лишним процентов состоит из перечня предметов, обязательных к изучению. Учителя выбирают эффективную программу и учебники из тех, что утверждены Министерством образования РФ. На мой взгляд, у федерального центра достаточно полномочий, чтобы контролировать качество общего образования. Сейчас, кроме государственной аттестации, есть и другие инструментарии, которые позволяют контролировать качество. Я имею ввиду региональные и всероссийские проверочные работы. По большому счету их пишут уже ученики четвертых классов, то есть срез в целом по отдельной школе, по муниципалитету, по субъекту федерации федеральный центр получает достаточно регулярно.
Мне нравятся другие идеи министра и их сбалансированность. Я говорю о необходимости в школе воспитания патриотизма и введение в школьный курс предмета астрономии. Вот эти вещи на самом деле актуальные.
— Если школы передадут в государственное подчинение, то должность директора департамента образования, в которую вы недавно вступили, перестанет существовать…
— Конечно, в этом случае Нижневартовску департамент образования не будет нужен, но это не так уж важно. Образовательный процесс идет в детских садах и школах. Там останутся работать те же самые педагоги в той или иной степени, те же самые руководители. С этой точки зрения не думаю, что глобально что-то может измениться. Кстати, пока не было никаких распоряжений от министра образования, а предугадывать не люблю. Сейчас самый актуальный вопрос – строительство новой школы за Ханты-Мансийской, которая по мощности как две большие школы. Придумываем меры, которые бы позволили ускорить строительство здания.
— Накануне вашего назначения главная претензия губернатора Югры Натальи Комаровой к нижневартовской системе образования состояла в том, что результаты ЕГЭ по математике у наших выпускников ниже, чем в среднем по округу. Как вы собираетесь решать эту проблему?
— Преподавание математики – проблема общероссийского масштаба. Математики везде в большом дефиците, поэтому откладывать не стал. Я провел два совещания директоров, куда пригласил четырех лучших учителей математики в городе. Двух математиков, которые работают в «углубленках», в том числе и учителя лицея Надежду Киртянову. И учителей, которые работают в общеобразовательных школах, но при этом имеют стабильно высокие показатели. Их ценный опыт будет обобщен и распространен среди педагогов школ.
— Какие еще сбои видите в образовательной системе?
— Мне очевидна проблема, связанная с предметом «обществознание». Содержание предмета «обществознание» за последние годы сильно изменилось, а к этому большинство педагогов оказались не готовы.
Когда стали сдавать ЕГЭ по обществознанию, этот предмет велся один час в неделю и охватывал, хоть и по верхам, право, экономику, политологию, философию. Для того, чтобы ученики могли это освоить, в школьные расписания добавили пару часов экономики и права. Сегодня уже недостаточно просто знать, чем командно-административная экономика отличается от рыночной, и в чем преимущество и минус каждой. Сейчас мало понимать, в чем особенности уголовного и гражданского кодексов, нужно анализировать конкретную ситуацию и давать четкое обоснование, почему гражданин М. был прав, а В. был не прав, и ему за это что-то присудят. То есть это уровень юридического факультета. Мы не успели за развитием предмета обществознания. Он развивался быстрее, чем учитель. В то же время вы не найдете учителя обществознания. А значит, вчерашнему учителю истории за короткий срок пришлось освоить право, экономику, а в экономике – вторую часть: математику, философию, социологию.
Не случайно самый высокий проходной балл на ЕГЭ из всех предметов именно по обществознанию – 42. То есть, выпускник фактически должен набрать почти пятьдесят процентов, чтобы просто получить минимальный балл.
— Тем не менее именно этот предмет самый выбираемый на ЕГЭ.
— Объясню, почему это происходит. Вроде бы это предмет об обществе, то есть о нашей жизни. Кажется, мы все о ней знаем. Кто у нас не разбирается в политике? Но необходимо знание терминологии, законодательства и понимание причин и последствий многих общественных процессов, умение анализировать. Поэтому февраль пройдет под знаком обществознания. Так же, как мы поработали с математикой, будем работать и с обществознанием. Соберем лучший учительский опыт и будем распространять через методическое объединение учителей истории и обществознания.
— Неужели этот опыт универсален и им сможет воспользоваться каждый учитель в своей работе? Ведь не все одинаково талантливы…
— Именно поэтому не все готовы предложить свои авторские методики, но воспользоваться ими, перенять опыт, взять на вооружение систему подготовки успешного коллеги может каждый.
— Но проще отговорить учеников сдавать сложный экзамен по общество-знанию. Для вас не секрет, что так многие учителя и делают?
— Не понимаю, как можно отговаривать от экзамена? Или советовать взять репетитора? От таких формулировок, как «без репетитора он не сдаст», буду отучать коллег. Подготовить стобалльника, призера олимпиады – в этом ведь их педагогическая гордость. Здоровая амбиция – не прибавка зарплаты на двадцать процентов. Здоровая амбиция в том, что ты можешь добиваться во время фронтальной работы с классом очень высоких индивидуальных ученических результатов.
— Эдмонд Валерьевич, не могла не заметить, что с вашим приходом в департамент одна из давних традиций гимназии стала общегородской. Я говорю о веселых понедельниках. Какие еще гимназические традиции вы хотели бы транслировать в школы города?
— Я не хотел бы клонировать гимназию. Просто считаю, что, во-первых, мы должны уйти от понятия конкуренции в образовании. Нам конкуренция совсем не нужна, школы друг с другом конкурировать не должны, а должны совместно повышать качество образования. Спрашиваю у коллег, у кого есть что хорошего? Давайте делиться! Если, например, в 19-й школе появился большой глобус, и он повышает познавательный интерес, то эта информация должна быть у всех. Пусть другие школы тоже поставят такой глобус, если это здорово. Если где-то в коридорах поставили футбольные столы, возле которых ребята могут двигаться на переменах, то почему бы это не сделать во всех школах? Гимназия использует программу «Джаст дэнс», позволяющую ребятам соревноваться в танцевальном искусстве между уроками, пусть другие возьмут это на вооружение.
Собираюсь запустить проект «Час директора» в школах города. В этот час директор будет общаться со старшеклассниками. Такое общение необходимо не только ребятам. В первую очередь, оно будет полезно директору школы. Ребят предупредил честно: «Возможно, из десяти ваших идей пять нельзя реализовать, потому что они противоречат закону, три – по экономическим причинам, но две ваши идеи – вполне осуществимы, а это важно».
Не секрет, что многие родители стремятся попасть в гимназию из-за того, что она предлагает школу полного дня. В этом году с сентября мы открываем в Нижневартовске две школы полного дня – в 1-й и 10-й школах. Модель давно отработана. Сегодня в гимназии №1 плата за кружки составляет 2,5 тысячи рублей. В четыре тысячи рублей обходится питание школьников во вторую половину дня.
При этом ребенок находится до пяти – половины шестого вечера не просто под присмотром взрослых, а занимается самоподготовкой, спортом и творчеством. В школе полного дня гармонично выстроен день ребенка. Мне, как родителю, эта модель очень нравится, поэтому хочется, чтобы она распространялась.

Беседовала Гуля Бессонова.

 
По теме
 
17 августа Югорский государственный университет принял в своих стенах специалиста медико-генетического научного центра России Анастасию Агджоян, которая рассказала об исследованиях,
17.08.2018
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Система образования г.Нижневартовск Утренняя гимнастика с творческим подходом организована воспитателями и инструктором по физическому воспитанию на базе детского сада № 38 «Домовёнок».
17.08.2018
 
Итоговое мероприятие акции «Дарим лето» - Система образования г.Нижневартовск На центральной площадке в пляжной зоне Комсомольского озера 26 августа в 16:00 состоится итоговое мероприятие ежегодной акции «Дарим лето» в 2018 года.
17.08.2018
Победители и призеры школьных олимпиад всероссийского и международного уровней из Тюменской области получат денежные премии, размер которых в зависимости от результата составит от 30 до 60 тысяч рублей.
20.08.2018 ИА СИА-Пресс
1 сентября в детском саду «Мишутка» откроет свои двери группа кратковременного пребывания «Ладушки» для детей от одного года до трех лет.
17.08.2018 газета Сургутская Трибуна
Автор текста:  Оксана Шестакова Автор фото:  Евгений Люстюк Подготовка школ региона к новому учебному году – еще один важный вопрос, находящийся под контролем окружной власти.
16.08.2018 Газета Новости Югры
В Сургуте горел ЗСК имени Черномырдина - ИД Новости Югры Возгорание на заводе по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина (Сургутский ЗСК, филиал ООО «Газпром переработка») произошло в воскресенье, 19 августа, около 11 часов утра, сообщило  sitv.ru .
19.08.2018 ИД Новости Югры
За прошедшие дни в Югре зарегистрировано 90 преступлений, раскрыто 68, из них: 2 факта причинения тяжких телесных повреждений, грабеж, угон, факт незаконного оборота оружия,
20.08.2018 УМВД Ханты-Мансийского АО - Югра
В России ежегодно констатируется печальная статистика по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних.
04.08.2018 Вестник
Поражение японских войск в сражении с советскими на реке Халхин-Гол (Монголия) - Музей Природы и Человека Поражение японских войск в сражении с советскими на реке Халхин-Гол (Монголия) 1939 год.
20.08.2018 Музей Природы и Человека
flag russia - Сургутский кожвендиспансер 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации , установленный на основании указа президента РФ от 20 августа 1994 года "О Дне Государственного флага Российской Федерации".
20.08.2018 Сургутский кожвендиспансер
Музей Природы и Человека примет участие во Всероссийской акции «Ночь кино».
20.08.2018 Музей Природы и Человека
Богатое историческое и культурное наследие, традиции и обычаи народов ханты и манси, красоты северной природы, местная национальная кухня – то, ради чего едут в Сургутский район, самый крупный в Югре.
18.08.2018 Вестник
ДЕНЬ ФИЗКУЛЬТУРНИКА - Администрация Междуреченского го В рамках празднования профессионального праздника Дня физкультурника 19 августа 2018 года на стадионе «Томусинец» прошло яркое спортивное мероприятие.
20.08.2018 Администрация Междуреченского го
В эти выходные в Тюмени пройдет уникальное мероприятие – гонка с собаками «Extreme team race – 2018».
09.08.2018 газета Сургутская Трибуна
В Мегионе спортсмены-мотогонщики встретились с байкерами на одной площадке.
08.08.2018 Местное время
flag russia - Сургутский кожвендиспансер 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации , установленный на основании указа президента РФ от 20 августа 1994 года "О Дне Государственного флага Российской Федерации".
20.08.2018 Сургутский кожвендиспансер
Сергей Великий рассказал о добыче нефти - Единая Россия Впервые за минувшие годы добыча нефти в Ханты-Мансийском округе за месяц превысила прошлогоднюю  Об том рассказал Председатель комитета Думы Югры по экономической политике, региональному развитию и природопользованию,
20.08.2018 Единая Россия